Мой сайт
Категории раздела
Новости [121]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Рубиновый туманная [18/05/2010] посуда.
  • Ссылки фотогалерея беларусью беларусь.
  • Суббота, 18.05.2024, 17:45
    Главная » 2010 » Июль » 6 » 20-23
    10:43
    20-23
    Англо-американская система характеризуется наличием местного самоуправления на всех уровнях ниже государства, субъекта федерации или автономного региона.

    20. Муниципальное самоуправление: функции и круг полномочий.

    Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной администрацией или администрацией вышестоящего территориального уровня управления.

    Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального коллектива (сообщества и его выборных органов) по управлению его делами. Возможно возложение на органы местного самоуправления задач государственного управления. Осуществляя эти задачи, соответствующие органы действуют в качестве местного управления, и они обязаны выполнять указания вышестоящих государственных органов. Когда же они осуществляют функции местного самоуправления, государственные органы не вправе давать им обязательные указания по реализации этих функций, за исключением добровольного участия в осуществлении финансируемых государством программ, прежде всего, социальных.

    Вопросы местного самоуправления, если и регулируются конституциями, то весьма лапидарно. Во Французской Конституции всего одна статья. Федеративные конституции иногда вообще организацию власти на местах не регулируют (США), однако новейшая тенденция состоит в том, чтобы регулировать эти отношения всё более подробно. Главный источник правового регулирования отношений власти в политико-административных единицах – это принимаемые ими самими хартии самоуправления, уставы и т.д.

    Англо-американская система характеризуется наличием местного самоуправления на всех уровнях ниже государства, субъекта федерации или автономного региона.

    Для Европейской системы характерно сочетание местного управления с местным самоуправлением. Функции местного самоуправления:

    1) административная опека – проверка законности решений местного управления;

    2) объединение в национальном масштабе представителей органов местного самоуправления – союзы и конференции городов;

    3) гражданские инициативы.

    Модель организации публичной власти: избрание местной администрации местными представительными органами из своего состава, причём глава администрации (мэр) является одновременно председателем представительного органа, или избрание населением не только членов представительного органа, но и главы местной администрации, а также некоторых других должностных лиц исполнительной и судебной власти (казначея, прокурора, мирового судью).

    Компетенция местных органов власти:

    1) законодательство по вопросам местного значения;

    2) установление и взимание местных налогов;

    3) создание и упразднение округов;

    4) организация публичных услуг (транспорт);

    5) осуществление социальных программ;

    6) охрана местных культурных ценностей.

    Законодательная власть осуществляется муниципальной палатой, состоящей из депутатов. Исполнительная власть вверена муниципальному префекту. Префект, вице-префект и депутаты избираются гражданами и в начале срока полномочий должны представить декларацию о доходах (Бразилия). В Италии советы избираются жителями на 5 лет. Советы образуют свои исполнительные органы из председателей и асессоров, государственное управление осуществляет префект.

     

    21. Партийные системы: понятие и классификация.

    Партийная система – важнейший компонент механизма власти. Специфика партийной системы складывается под воздействием многих факторов: конкретного соотношения политических сил, исторических традиций и обстоятельств, особенностей национального состава населения, влияния религии и т.д.

    Характер партийной системы определяется возможностью и степенью реального участия легально существующих политических партий в формировании государственных органов, прежде всего правительства, а также возможностью воздействия этих партий на выработку и осуществление внутри- и внешнеполитического курса государства. С этой точки зрения различают следующие разновидности партийных систем: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

    Однопартийная система - только одна политическая партия получает статус легальной, право формировать правительство при юридическом запрещении всех других партий. Признаки:

       институт выборов полностью выхолащивается (даже если выборы все-таки проводятся), ибо никакой реальной альтер­нативы избирателю не предлагается;

       сращивание парт и государственного ап­парата, а центр принятия политических решений у партийного руководства;

      де-факто теряется различие между государственным и партийным бюджетами;

       общественные организации теряют самостоятельность, огосударствляются, превращаясь в инструмент тоталь­ного контроля власти над гражданами;

       само понятие законности теряет свой смысл, так как при жесткой обя­занности рядовых граждан четко исполнять все решения вла­стей сама власть откровенно ставит себя над законом;

       вводится официальная идеология;

       фактически разрушается институт прав и свобод человека, потому что безусловным приоритетом объявляется "общественный" (т. е. партийный) интерес.

    Однопартийность по самой своей сути неиз­бежно приводит к установлению жесткого диктаторского режима при тотальном контроле одной партии над государством, обществом и каждой конкретной личностью.

    Исторические примеры: нацистская Германия, фашистская Италия.

    Современные примеры: Куба, КНДР, Китай, Камерун, Габон, Заир.

    Двухпартийная система - на политической арене существуют две крупные партии, которые периодически сменяются в правительстве: 1 формирует правительство, 2 -  в оппозиции. Но это не делает обязательным наличие только 2 партий: в Великобритании есть: Консервативная, Лейбористская, Либеральная, Социал-демократическая, Компартия.

    Преимущества: обеспечивает большую стабильность правительства. В сочетании с партийной дисциплиной, с традицией сохранять пост главы правительства за лидером побе­дившей на выборах партии, данная система гарантирует большую эффективность ис­полнительной власти. Эта система ставит барь­ер на пути радикалов слева, и справа (третьих сил).

    Недостатки: серьезная встряска для государственного механизма и общества, т.к. со сменой партии меняется курс: лейбористы за активизацию социальных функции государств, очередной волне национализации, а консерваторы наоборот. Двухпартийность не позволяет ставить под вопрос основу существую­щего строя — рыночную экономику и демократию.

    Современные примеры: Великобритания, США.

    Многопартийные системы. В образовании правительства могут на равных пра­вах участвовать несколько различных пол партий.

    Преимущества:

       она наиболее полно раскрывает потенциал развития и само­регуляции гражданского общества, тем самым обеспечивая последовательный демократизм политического процесса;

       она делает саму политику более открытой, так как включает механизм межпартийной конкуренции и взаимокритики.

        она повышает эффективность процесса принятия решений, так как всегда предлагает разнообразные, альтернативные идеи и концепции;

       она обеспечивает необходимую гибкость власти в критичес­ких ситуациях. Создание новых блоков и коалиций, перерас­пределение мест в представительных учреждениях, смена лидеров — все это зачастую позволяет смягчить социальные конфликты, позволяя истэблишменту контролировать развитие ситуации в целом.

    Недостатки. Обеспечивается возможность легальной деятельности партий – противников демократии.

    Разновидности.

    Многопартийные системы без доминирующей партии. Это классический вариант, при котором в борьбе за власть участвуют равные по силам противники. Результат борьбы всегда труднопредсказуем. Ни одна из партий не имеет шансов добиться большинства в парла­менте и, следовательно, при формировании правительства неиз­бежны союзы и соглашения. Правительство всегда имеет коалиционный характер, формирование его может затягиваться на долгий срок. Обеспечить стабильность такого правительства крайне сложно.

    Исторические примеры: Франция 4 республики (за 12 лет сменилось 26 кабинетов).

    Современные примеры: Нидерланды, Италия.

     Многопартийные системы с доминирующей партией. Одна из партий имеет явное преимущество перед всеми остальными. Она в состоянии контролировать парламентское боль­шинство и формировать однопартийное правительство. Система позволяет компенсировать слабую сторону классической многопартийности — при формаль­ном сохранении конкуренции выборы всегда предсказуемы, стабильность правительства гарантирована.

    Исторические примеры: во Франции с 1958 по 1974 год, например, доминировала голлистская партия «Объединение в поддерж­ку республики (ОПР)», ЛДП в Японии (до 1993 года).

    Современные примеры: Институционно-революционн>ая партия Мексики, Индийский Национальный Конгресс в Индии.

    "Блоковые" многопартийные системы. Для нее показательна резкая поляризация политических сил, груп­пирующихся в 2 противостоящих блока. При этом партии определяют свою предвыборную стратегию, исходя из при­надлежности к 1 из блоков. Партии и кандидаты, остающи­еся вне рамок блоков, практически не имеют шансов на успех.

    Исторические примеры: Франция второй половины 70 — начала 80-х годов.

     

    22. Личные права и свободы человека: тенденции современного развития.

    Личные права и свободы – естественные, неотъемлемые права, считаются как бы производными от права на жизнь. Защита человека от произвола государства состоит в признании таких прав и свобод, как достоинство личности, право на жизнь, неприкосновенность личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, гарантии на справедливый суд. Естественное право – права и свободы, которыми каждый человек наделён от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.

    Достоинство личности – право на уважение и обязанность уважать других. Достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищённость. Некоторые конституции закрепляют этот принцип в совокупности с народным суверенитетом и основными обязанностями государства (Греция, Португалия). Это опора демократии и правовой государственности. Запрет подвергать пыткам, насилию, без добровольного согласия медицинским опытам.

    Право на жизнь – никто не может быть произвольно лишён жизни. Это предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты (Япония). Государство должно бороться с преступностью. В качестве гарантий права на жизнь рассматриваются системы здравоохранения. Смертная казнь может быть установлена только за особо тяжкие преступления против жизни.

    Свобода и неприкосновенность личности – никто не может силой принудить человека к каким-либо действиям, подвергать его истязаниям, обыску. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь. Запрещаются произвольные обыски, задержания без санкции суда. Гарантии этой свободы выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц.

    Неприкосновенность частной жизни – конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни, которые он не желает делать достоянием других. Это право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайна переписки, защиты телефонных разговоров, почтовых сообщений.

    Неприкосновенность жилища – вторгаться в чужое жилище разрешено только на основании судебного решения.

    Свобода совести и вероисповедания - свобода в выборе религии. Однако церковь оказывает большое влияние на жизнь в обществе и во многих странах она юридически признается, например, в ряде развитых стран действует институт юридического признания церкви государством, что мало отличается от статуса государственной религии (ФРГ, Голландия, Бельгия, Израиль и т.д.)

    Свобода мысли и слова позволяет человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения. Свобода на получение информации, свобода творчества.

    Уголовно-процессуальные гарантии свободы личности направлены на исключение произвола при уголовном преследовании и судебном разбирательстве. Закрепляется презумпция невиновности.

     

    23. Институционализация политических партий: формы, содержание и тенденции современного развития.

    Сегодня статус и порядок деятельности политических партий регламентируется: конституционно; в рамках органических законов; нормами текущего законодательства; в форме судебных решений.

    1) Начало Конституционному законодательству о политических партиях было положено в послевоенные годы. Именно тогда партии стали конституционно-правовым институтом.

    а) Конституция закрепляет место и роль партий в общественно-политической жизни (важнейшая функция – подготовка и проведение выборов);

    б) Конституция закрепляет принцип свободного образования и деятельности партий как важнейшего критерия демократии (например, ст. 21 основного закона ФРГ);

    в) Конституция формулирует условия, при которых политические партии могут пользоваться правом на свободную деятельность, т.е. фиксирует пределы пользования свободой. Конституция не допускает произвольных действий властей в отношении политических партий.

    2) Органические законы (законы о выборах, регламенты палат парламента и т.д.) касаются лишь одного из аспектов деятельности политических партий, имеющего непосредственное отношение к тому институту, которому посвящён данный правовой акт. Например – Шведский акт о Риксдаге, детально регулирующий всё, что связано с работой партий в парламенте.

    3) Специальные законы (текущее законодательство) стремятся охватить все аспекты жизнедеятельности политических партий. При этом регулируются следующие элементы их правового статуса.

    а) Даётся трактовка политической партии, определяются её функции, задачи и общая роль в политической и государственной жизни.

    б) Закон регулирует условия и порядок регистрации политических партий, причём регистрация является обязательным условием деятельности партий. Для регистрации требуется определённый минимум членов партии (например, 5 тыс чел в Португалии), большинство из которых, – граждане страны, организационная оформленность партии; регулярная отчётность об источниках финансирования (субсидии из-за границы запрещены); чёткость самого названия партии (не должно быть похоже на уже имеющееся, недопустимо использование национальной символики).

    в) Развёрнутые требования предъявляются к организационному строению и порядку деятельности партий. Законодатель требует, чтобы партийный устав фиксировал порядок вступления и выхода из партии, запрещая дискриминацию; права и обязанности членов.

    г) тщательно регулируются все вопросы, касающиеся предвыборной деятельности партий. Например, при пропорциональной избирательной системе выдвигать кандидата на выборы могут только политические партии. Излагается процедура регистрации кандидатов. Регламентируется порядок ведения предвыборной борьбы, использования СМИ.

    Категория: Новости | Просмотров: 835 | Добавил: sublete | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz