Мой сайт
Категории раздела
Новости [121]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Рубиновый туманная [18/05/2010] посуда.
  • Ссылки фотогалерея беларусью беларусь.
  • Суббота, 18.05.2024, 17:40
    Главная » 2010 » Июль » 8 » Эпоха "Холодной войны" (продолжение)
    10:37
    Эпоха "Холодной войны" (продолжение)
    Однако во второй половине 40-х гг. в этой стране разразилась гражданская война, завершившаяся образованием в 1949г.ГЛАВА IV. ХОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ В ЭТОТ ПЕРИОД.

    1. Конфликты в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке
    в 1950 – 1960-х гг.


    Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в 1950 – 1960-х гг. в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
    Начавшийся еще в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран, США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

    2. Корейская война (1950 – 1953).

    Самым грозным событием советско-американского противоборства на закате сталинского правления стала корейская война (1950 – 1953гг.). Вскоре после победы революции в Китае и создания КНР (октябрь 1949г.), чему в немалой степени способствовала помощь СССР, руководство Северной Кореи (КНДР) сделало попытку вооруженным путем воссоединить страну, свергнув проамериканский режим Южной Кореи. Успешная на первых порах операция
    потерпела поражение и грозила перерасти в мировую войну после вмешательства в события войск США под флагом ООН и противостоящих им вооруженных сил КНР («китайских добровольцев»), выступивших на стороне КНДР. Советское правительство перебросило в Китай несколько дивизий истребительной авиации, которые в течение 2-х с половиной лет участвовали в отражении американских налетов на КНДР, передало Китаю большое количество самолетов и др. техники, содействовало созданию танковых, артиллерийско-зенитных и инженерных войск. СССР снабжал корейскую Народную армию и «китайских добровольцев» оружием, транспортом, продовольствием, медикаментами. Корейская война была прекращена в 1953г. Как подчеркивал сам генерал Эйзенхауэр в своих мемуарах, это была самая кровопролитная война в истории США, за исключением гражданской войны и двух мировых войн. Америка потеряла в Корее убитыми, ранеными и пленными около 398 тыс. человек и еще 29 тыс. человек – ее союзники (за исключением Южной Кореи). Корея осталась разделена на два противостоящих государства как символ раскола на две системы на азиатском континенте. Эту участь разделил и Вьетнам.

    3. Советско-китайские отношения (1950 –1980-е гг.)

    Китай между двумя мировыми войнами проделал путь от полуколонии до признания за ним в 1945г. статуса великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Однако во второй половине 40-х гг. в этой стране разразилась гражданская война, завершившаяся образованием в 1949г. Китайской Народной Республики (КНР). В 50-е гг. советско-китайские отношения определяли силу и могущество «социалистического лагеря».
    Заметные трещины в фундаменте двухполюсного миропорядка появились уже в конце 50-х гг. с ухудшения и последующего разрыва советско-китайских
    отношений. Первоначально КНР всецело ориентировалась на Советский Союз и другие страны социалистического содружества. Однако в силу комплекса политических и идеологических разногласий, обнаружившихся к концу 50-х гг., руководство СССР и Китая постепенно скатывалось к откровенной конфронтации. Этот разрыв внес новый элемент в международные отношения.
    Руководство Китая во главе с Председателем ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзэдуном, порвав с Советским Союзом, стало проводить курс, полностью независимый от Москвы. Постепенно оно стало рассматривать
    баланс сил между США и СССР как главный фактор, определяющий его внешнюю и оборонную политику.
    Попыткой вернуть Китай в фарватер своей политики явился весной 1960г. неожиданный и срочный вывод советских специалистов из КНР, сокращение материально-технической помощи. Китай оказался в тяжелом положении.Процесс индустриализации КНР резко затормозился.
    В дальнейшем список взаимных обид, претензий и ударов множился, отношения СССР и КНР, КПСС и КПК из дружественных стали напряженными, а потом и враждебными. Раскол советско-китайских отношений стал основой раскола мировой системы социализма и международного коммунистического движения.
    В конце 60-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и монгольско-китайской границе значительные силы. Это было вызвано вооруженными нападениями Китая на советскую территорию весной 1969г. (о. Даманский). Летом 1969г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к
    СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело и безуспешно, часто заходили в тупик. В начале 80-х гг. новый лидер Китая Дэн Сяопин сформулировал очередные «препятствия» на пути нормализации отношений между СССР и КНР: 1) советские войска в Монголии и на советско-китайской границе; 2) поддержка Советским Союзом вьетнамского военного вмешательства в Кампучию; 3) советские войска в Афганистане. Подход к решению этих вопросов был намечен только в конце 80-х гг.
    1989г. стал переломным в отношениях между СССР и КНР. Поскольку вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск СССР из Монголии снимал два из трех препятствий, то оставалась только «кампучийская проблема». Руководство СССР своим примером и прямым политическим влиянием смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии, что и произошло осенью 1989г. Советско-китайская встреча на высшем уровне состоялась в мае-июне 1989г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

    4. Мирные инициативы СССР в 1950-1960-х гг.

    После смерти И. В. Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего с капиталистическими, странами. Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях.
    В 1955 г. СССР выступил с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. Со своей стороны, в подтверждение нового внешнеполитического курса, он провел две крупные акции: резко, более чем в два раза, сократил численность своих Вооруженных Сил и прекратил весной 1958 г. испытания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать этому примеру. В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний, через пять лет они завершились подписанием в Москве в августе 1963г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. Вскоре к нему присоединилось около 100 государств.
    Московский договор 1963г. внушил надежду, что разоружение – реальная цель.
    В ходе подготовки этого договора в сентябре 1959 г. состоялся первый визит руководителя Советского правительства и партии Н.С. Хрущева в ведущую капиталистическую страну – США по приглашению их президента Д. Эйзенхауэра. Цель визита – сломать лед «холодной войны», наладить взаимовыгодное сотрудничество двух стран, обсудить проблему разоружения. Визит Н.С. Хрущева в США совпал по времени с сессией Генеральной Ассамблеи ООН, на которой он выступил с речью по проблеме разоружения.
    В этой речи была озвучена четырехлетняя программа всеобщего разоружения, предлагаемая Советским Союзом. Программа включала в себя полное разоружение, т.е. ликвидацию средств ведения войны, а именно: роспуск вооруженных сил, упразднение генеральных штабов и военных министерств, закрытие военных учебных заведений, ликвидацию военных баз на чужих территориях, уничтожение атомного и водородного оружия, военных ракет. В распоряжении государств Н.С. Хрущев предлагал оставить только лишь милицию (полицию), вооруженную легким стрелковым оружием. Далее предлагалось учредить всеобщий и полный контроль за всеобщим и полным разоружением. XIV сессия Генассамблеи ООН одобрила идею разоружения, но этот план не приняла.

    5. Карибский кризис (1962 г.)

    Визит советского лидера в США не получил своего взаимного продолжения. Намеченный ответный визит американского президента в СССР не состоялся. Проникновение в мае 1960 г. в советское воздушное пространство американского самолета-разведчика, уничтожение его и последующий шумный судебный процесс над летчиком – все это разрушило хрупкие контакты, обострило отношения между крупнейшими ядерными странами, которые вскоре подвели мир к черте ядерной катастрофы.
    В 1962 г. советское руководство приняло решение создать на американском континенте ракетно-ядерную базу как средство давления на своего основного соперника в ответ на уже имеющуюся аналогичную базу США в Турции. Формально решение было оформлено в виде просьбы руководства Кубы о помощи в укреплении обороны «Острова Свободы» и закреплено советско-кубинским договором.
    Решение, принятое Н.С. Хрущевым под влиянием военных было несвоевременным и ошибочным. Оно явно переоценивало возможности СССР расширить свое военное присутствие в мире. В октябре 1962 г. американская разведка раскрыла планы Советского Союза. Они вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения вплоть до стремления разгромить остров всеми имеющимися средствами. Президент США Д. Кеннеди занял не менее воинственную, но более взвешенную позицию: установить блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы США и НАТО были приведены в полную боевую готовность. В то же состояние были приведены и Вооруженные силы СССР и ОВД.
    Начался «карибский» («кубинский», «ракетный») кризис 1962 г. После корейской войны это был самый опасный международный конфликт. Мир стоял у порога третьей мировой войны, на этот раз ракетно-ядерной и последней.
    Осознание опасности заставило руководителей СССР и США срочно обратиться к политическому разрешению конфликта. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла и обещало в короткие сроки демонтировать начатое строительство ракетной базы. В ответ руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.
    «Карибский» кризис стал для ядерных держав серьезным экзаменом на выдержку и ответственность перед мировым сообществом. И хотя после него игра «ядерными мускулами» продолжалась, но до столь опасного рубежа она не доходила, грозить друг другу войной политики СССР и США уже не осмеливались. Что же касается советских ракетодромов у американских берегов, то эта задача была решена. Их построили не на суше, а на подводных лодках. Они имели преимущество по части скрытности и мобильности.

    6. Война во Вьетнаме (1964 –1973 гг.).

    Одним из важнейших этапов обретения независимости народами Индокитая стала агрессивная война США против Вьетнама, которая была развязана в 1964г.
    В результате антиколониальной войны против Франции в 50-х гг. вьетнамские вооруженные отряды у Дьенбенфу нанесли сокрушительное поражение колонизаторам, но страна раскололась на две части. На севере образовалась Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), а на юге при поддержке США была создана республика Южный Вьетнам со столицей в г. Сайгоне.
    Однако вскоре обнаружилась слабость сайгонского режима, который терпел одно поражение за другим от патриотических сил, выступавших за объединение страны. Пытаясь спасти режим, руководители США предприняли военную агрессию против вьетнамского народа. Война стоила США огромных людских и материальных ресурсов. Так, численность американских войск в этой стране была увеличена со 185 тыс. в 1965г. до 543,4 тыс. человек в 1969г. Всего за период войны США израсходовали 141 млрд. долларов, потеряли убитыми 56,5 тыс. и ранеными 303,6 тыс. солдат и офицеров. Советский Союз, Китай и ряд других стран с самого начала войны оказывали ДРВ большую экономическую, политическую и военную помощь. В самой Америке приняло широкие масштабы движение против войны во Вьетнаме. По всей стране развернулись марши протеста и демонстрации, кампании уклонения от призыва в армию и сожжения призывных карточек. Наиболее ярким проявлением этого движения стала продолжавшаяся несколько суток осада военного ведомства США Пентагона в 1967г., в которой участвовало до 300 тыс. человек. Марши протеста против войны во Вьетнаме прокатились по всему миру.
    Об успехе этих акций свидетельствует тот факт, что в 1968г. президент Джонсон вынужден был объявить о согласии США вести мирные переговоры с руководством Демократической Республики Вьетнам. С 1969г. при президенте Никсоне был взят курс на «вьетнамизацию» войны. Почти все войска США были из Южного Вьетнама выведены. В мае 1972г. в ходе московских переговоров Л. И. Брежнева и Р. Никсона советская сторона добивалась прекращения как варварских бомбардировок ДРВ, так и прекращения войны в целом. В январе 1973г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Парижское соглашение явилось победой вьетнамского народа. С уходом американских войск из Южного Вьетнама, несмотря на продолжающуюся поддержку деньгами и оружием, сайгонский режим вскоре рухнул. В апреле 1975г. вооруженные силы Вьетнама и южновьетнамских патриотов овладели Сайгоном. Это событие ознаменовало конец борьбы вьетнамского народа за национальную независимость и единство страны. Был ликвидирован самый серьезный и кровавый международный конфликт 1960-1970-хгг.


    7. Эпоха разрядки международной напряженности в 1970-х гг.

    В сфере международных отношений 1970-е гг. прошли под знаком растущего авторитета и влияния СССР. Важным событием этих лет стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.
    В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенной важности были следующие: Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), подписанный в 1972 г.; Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974г. по дополнительному протоколу к Договору количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы приняли решение охранять средства нападения – базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР стремился сохранить свою многомиллионную столицу – Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний – Договор 1974г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

    Важнейшим событием международной жизни 1970-х гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной Республикой еще в 1964гг. В 1966г. ее поддержал XXIII съезд КПСС, поручив советскому руководству добиться ее претворения в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены Варшавского договора. В 1969г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы.
    Препятствием к совещанию служило нежелание ФРГ признать послевоенные границы в Европе. Крупным шагом на пути решения этого вопроса стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970г. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. ФРГ навсегда отказалось от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945г. в качестве Калининградской области. В обмен Вилли Брандт добился от Л. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия. Подобные договоры были заключены ФРГ с ПНР, ЧССР, ГДР.
    В 1972г. по договору между ГДР и ФРГ оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. Путь к совещанию был расчищен.
    Оно проходило в 1973 – 1975гг. и завершилось в Хельсинки встречей руководителей 35 государств Европы, США и Канады. Главным политическим итогом совещания стало «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирные урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
    Последующие встречи участников СБСЕ стали называться «Хельсинским процессом» или движением СБСЕ (с 1990г. – ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
    Советское руководство расценивало Хельсинское совещание как свою крупную победу. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны и, прежде всего, США признали рост сферы влияния СССР на Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока.

    8. Международная напряженность рубежа 1970 – 1980-х гг.

    В 1976 г. победу на очередных президентских выборах в Америке одержал представитель демократической партии Дж. Картер. В своей предвыборной кампании он выдвигал привлекательные лозунги продолжения и расширения разрядки международной напряженности. В актив администрации Картера следует отнести подписание в ходе встречи руководителей СССР и США нового советско-американского договора об ограничениях стратегических вооружений. Хотя сенат США и не ратифицировал этот договор, обе стороны по взаимному согласию соблюдали его основные положения.
    Но не так однозначно было воспринято в мире так называемое Кэмп-Дэвидское (по названию загородной резиденции американских президентов) сепаратное соглашение, заключенное при посредничестве США между Израилем и Египтом в сентябре 1978 г., которое, по сути дела, вывело Египет из единого блока арабских стран, боровшихся против Израиля.
    Также администрация Картера предприняла ряд мер, которые положили конец разрядке международной напряженности. К их числу относится решение о размещении в Западной Европе, начиная с 1983 г., ракет среднего радиуса действия, принятое руководством НАТО на Брюссельской встрече в декабре 1979 г. по настоянию Вашингтона. Началось резкое ухудшение советско-американских отношений и произошел фактический откат к «холодной войне».

    В 1979 – 1980 гг. США развернули широкую кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. Рекламировали «гуманность» этого вида оружия массового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада.

    В конце 1979 – начале 1980 гг. руководство СССР откликнулось на неоднократные просьбы руководителей Демократической Республики Афганистан оказать военную помощь в проведении «революционных» преобразований в обществе и защите страны от возможной интервенции. СССР оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА. Введя войска в Афганистан, Советский Союз оказался в международной изоляции, как в свое время США во время «вьетнамской войны». Абсолютное большинство стран – членов ООН решительно осудили советский метод решения «афганского вопроса». Широкомасштабная помощь оппозиции со стороны США и их союзников стала приносить СССР ощутимые человеческие и материальные потери.

    В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными в 1983 – 1984 гг. на территории ФРГ, Италии и Великобритании с согласия руководства этих стран США и НАТО разместили американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. В свою очередь в 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (на Западе их назвали «СС-20»). Предпринятые сверхдержавами шаги сломали европейскую разрядку, нарушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте.

    Почти все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Был введен запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. СССР, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технической зависимости от Запада по стратегическим поставкам.

    В конце 1970-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую кампанию, втягивая в нее неполитические общественные силы. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве, не прислав на нее своих представителей. В ответ по инициативе ЧССР социалистические государства в знак протеста против размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа бойкотировали XXIII Олимпийские игры 1984 г. в США.

    Антисоветская кампания в мире усилилась осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Тон ей задал президент США Р. Рейган, назвавший Советский Союз «империей зла». Льды «холодной войны» сомкнулись. Рейган провозгласил своей целью измотать Советский Союз и ослабить экономически, навязав ему безудержную гонку вооружений. Военные расходы США с приходом Рейгана к власти возросли со 134 млрд. долл. в 1979-80-м финансовом году до 291 млрд. долл. к концу президентства Р. Рейгана. При нем была развернута дорогостоящая исследовательская программа «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), получившая название «звездные войны». Она предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования. На ее реализацию были выделены миллиарды долларов. Однако, как выяснилось позже, многие компоненты этой программы не были рассчитаны и разработаны в должной мере и, по сути дела, оказались невыполнимыми. С конца 1970-х гг. значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки. СССР включился в эту гонку вооружения, которая вышла на новый виток.
    Так, от политики разрядки ведущие державы на рубеже 1970 – 1980-х гг. повернули в сторону конфронтации.

    9. Новое политическое мышление и нормализация отношений СССР с США и другими странами в период перестройки (середина – конец 1980-х гг.)

    В середине 1980-х годов новое руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский Союз из международной изоляции.
    В начале 1986г. были определены следующие задачи внешней политики: достижение всеобщей безопасности и всеобщее разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества, в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами в целом, со странами «социалистической ориентации», в особенности; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.
    Однако в 1987 – 1988гг. в эти направления были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (осень 1987г.). Основные принципы нового политического мышления сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы – капиталистическую и социалистическую и признание современного мира единым, взаимосвязанным, взаимозависимым; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем; отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т.п.).
    В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.
    В качестве решающего шага на этом пути Политический Консультативный Комитет стран Варшавского Договора по инициативе советского руководства принял в мае 1987г. «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и, в первую очередь, их военные организации. Весной 1991г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД, западные страны организацию НАТО не распустили.
    Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985г. СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Мораторий был временно отменен в апреле 1987г. 15 января 1986г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000 год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к ХХI веку.

    Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в 1985г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, затем Дж. Бушем способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам. В декабре 1987г. в Вашингтоне был подписан договор по ракетам средней и меньшей дальности. Впервые был начат поворот от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Договор привел к ликвидации к маю 1990г. более 2,5 тыс. ракет (в т.ч. почти 2/3 советских). Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Это был второй договор, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия.
    В 1987г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана (май 1988 – февраль1989 гг.) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. С 1989г. по 1991г. помощь просоветскому правительству Кабула Советский Союз оказывал главным образом в виде оружия, боеприпасов и продовольствия.
    В январе 1989г., подписав «Венскую декларацию» СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы.
    Весной 1989г. Президиум ВС СССР принял Указ «О сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в течение 1989 – 1990гг.». Согласно Указу, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также форсированный вывод советских частей из европейских и других социалистических стран. Оборонные расходы были сокращены на 14,2%.
    Категория: Новости | Просмотров: 2580 | Добавил: sublete | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0

    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz