Мой сайт
Категории раздела
Новости [121]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Рубиновый туманная [18/05/2010] посуда.
  • Ссылки фотогалерея беларусью беларусь.
  • Суббота, 18.05.2024, 17:04
    Главная » 2010 » Июль » 1 » теорлит
    10:34
    теорлит
    Терцинами написана божественная комедия Данте.Билет 3
    Вопрос 2
    Строфика. Различные виды строф в русском стихосложении.
    Строфа - группа стихов с определённым расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. Это нечто вроде абзаца в стихотворном тексте, причем классическим следует считать такой случай, когда эти «абзацы» сравнительно невелики (приблизительный максимум - полтора десятка строк, минимум — двустишие) и идентичны друг другу по расположению рифмованных или нерифмованных клаузул. Удобнее, когда строфы выделяются графически (отступ, нумерация). Сам термин взят из греческого, буквально означает «поворот»: колесо сделало оборот — и последуют другие такие же обороты (именно такие же: вот почему строфам подобает быть взаимоподобными по конфигурации рифм). В русской классической лирике преобладают четырехстишные строфы — катрены, чаще других используется разновидность абаб.
    В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое и семантическое целое – она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе. Строфа основывается на порядке расположения рифм в стихах. Наиболее распространённые виды:
    1. Двустишия (дистих) бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).
    Нестрофические встречаются:
    - в стихотворениях вольной рифмовки – в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия;
    - в александрийском стихе – твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.
    Строфические – четко замкнутые тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.
    Своеобразная форма двустишия – рифма-эхо: за длинным слогом следует короткий, чаще всего – одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме: «Хорошо!»: «Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||»
    2. Терцины (терцеты) - трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. Первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчиваются терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трёхстишия. Схема: аба, бвб, вгв.
    3. Четверостишие (катрен) - простейший вид строфы. Схема: абаб, вгвг.
    4. Строфа из шести стихов имеет несколько популярных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (напр. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AAB CCB (напр. «Усы» Пушкина).
    5. Октава - восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвёртым и шестым, седьмой стих - с восьмым. Схема: абабабвв.
    Терцинами написана божественная комедия Данте. В русской поэзии - Пушкин.
    6. Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырехстопным ямбом. (примеры встречаются в одах Ломоносова).
    7. Сонет - лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов пятистопного или шестистопного ямба, в которых первые восемь стихов, разделённые на два четверостишия перекрёстно рифмуются одной парой рифм, а следующие шесть стихов имеют три пары рифм, которые могут располагаться по-разному.
    8. Стансы - стихотворение, состоящее из композиционно законченных строф и обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.
    9. Триолет - стихотворение из восьми стихов четырёхстопного ямба, в котором развитие лирической темы, данной в первых двух стихах, приводит к полному повторению первого стиха на четвёртом и седьмом местах, а второго - на восьмом.
    10. «Онегинская» строфа – строфа, которой был написан роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая.
    11. Одическая строфа - состоит из десяти строк, которые рифмуются в строго определенной последовательности. Условно ее можно разбить на два четверостишия, расположенные в начале и в конце строфы и двустишие, размещающееся между ними. Первое четверостишие пишется с использованием перекрестной рифмовки, замыкающее строфу — с использованием опоясывающей. Две строки, расположенные в центре строфы рифмуются между собой.
    12. Балладная строфа - может иметь различное количество строк, число стоп в которых не должно быть одним и тем же. В строфе строки группируются следующим образом: четные имеют одно количество стоп, нечетные — другое. Чаще всего при написании балладных стоп используется анапест, при этом четные строки содержат четыре стопы, а нечетные — три.
    13. Стихотворение в прозе отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого), ни со свободным стихом (верлибр), широко распространившимся в ХХ в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.

    Билет 4
    Вопрос 2
    Образы-символы и образы-аллегории. Различие между аллегорией и символом.
    Символ - самостоятельный художественный образ, имеющий эмоционально-сказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни. В символике изображение природы первоначально сохраняет для читателей прямое, самостоятельное значение, а уже затем своим эмоциональным содержанием вызывает у них похожие сходства из жизни людей. Символикой особо богато лирическое творчество. Появление символических образов было подготовлено длительной песенной традицией. Изображение жизни природы стало знаменовать собой жизнь человека, оно получило тем самым иносказательное, символическое значение. Первоначально образы-символы представляли собой изображения природы, вызывающие эмоциональные аналогии с человеческой жизнью. Традиция эта сохраняется до сих пор. Наряду с ней иносказательное, символическое значение нередко стали получать в литературе и изображения отдельных людей, их действий и переживаний, знаменующие какие-то более общие процессы человеческой жизни, например, у Чехова.
    В символе, изображенное явление жизни воспринимается, прежде всего, в своем прямом значении, а аллегория - явления жизни изображаются в переносном значении.
    Аллегории стали возникать в лирических народных песнях, когда от частого повторения некоторых образов, первоначально символических, они становились для всех привычными и понятными. Более заметный процесс превращения символов в аллегории происходил в эпическом творчестве: образы и нравы животных сначала становились символами нравственных свойств людей, а с возникновением жанра басни - приобретали в этом иносказательном смысле традиционное и общепринятое значение, то есть делались аллегориями. В сюжетах басен лиса ассоциируется как средство иносказательного изображения хитрого человека, ворона - глупого и т.д. Такие басенные аллегории переходили по традиции от одного автора к другому - от Эзопа к Федру, далее к Лафонтену, Крылову.
    У Салтыкова-Щедрина есть сказки совмещающие в себе символику и аллегоризм: в сказке "Коняга" автор создал, помимо оригинального символического образа крестьянской лошади, аллегорические образы четырех "пустоплясов". Сие тоже кони, но, в отличие от Коняги, воспитанные на барской конюшне. Когда они начинают разговаривать о Коняге, который лежит молча, то по речам каждого из них мы опознаем разговор не животных, а людей, представителей привилегированных слоев русского общества.
    Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается, одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: "На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; "Слово молвит - рублем подарит (разумный)". Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов - аллегорического характера ("Пророк" Пушкина).
    Отличие: символ изображает явление жизни в прямом, самостоятельном значении, его иносказательность проясняется только потом, при свободном проникновении эмоциональных ассоциаций; аллегория же - это предвзятое и нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает своё служебное, переносное значение.

    Билет 5
    Вопрос 2
    Основные принципы классификации рифмы.
    Рифма - созвучие окончаний стихов, повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
    Рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие. Согласные фонемы различаются:
    по месту образования;
    по способу образования;
    по участию голоса и шума;
    по твердости и мягкости;
    по глухости и звонкости.
    Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости – звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
    Роль рифмы в усилении ритмической организации стихов огромна. В силлабо-тоническом стихосложении рифма заняла место и как усилитель ритма и как изобразительно-выразитель>ное средство поэтического языка. В качестве ритмического элемента рифма особенно подчёркивает членение стихотворения произведения на стихи. Различаются следующие виды рифм:
    мужская (рифма с ударениями на последнем слоге в строке).
    женская (ударение на предпоследнем слоге в строке).
    дактилическая (ударение на третьем от конца строки слоге).
    гипердактилическая (ударение на на четвертом и последующих от конца строки слогах). В поэтической практике употребляется редко.
    В очень многих произведениях мужские рифмы сочетаются с женскими («Евгений Онегин»), дактилические с мужскими (Некрасов «Рыцарь на час»). Тем не менее, существуют произведения, в которых постоянно присутствует только один вид рифмы («Мцыри» Лермонтова). В зависимости от степени созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на:
    - точные (когда гласные и согласные звуки в основном совпадают)
    - неточные (основанные на созвучии одного, иногда и двух звуков).
    Помимо видов рифм существуют и рифмовки:
    смежная (аабб) - первый со вторым, третий с чётвертым стихи. Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
    перекрёстная (абаб) - первый с третьим, второй с чётвертым стихи. Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
    кольцевая (абба) - первый с чётвертым, второй с третьим стихи. Имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений. Первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк.
    сплетенная (абвабв), (абввба) – общее наименование сложных видов рифмовки.

    Билет 6
    Вопрос 2
    Олицетворение и образный параллелизм. Их место в системе литературы.
    Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Олицетворения, как и метафоры, основаны на отождествлении явлений природы, растительного и животного мира с сознательной жизнью и деятельностью людей по принципу сходства между ними. «Сердце говорит», «река играет», и так далее - примеры олицетворения. К олицетворению часто прибегал Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». Он олицетворяет, к примеру, образ эха: «Ему одна заботушка, честных людей поддразнивать, пугать ребят и баб!».
    Образный параллелизм - традиционный вид словесно-предметной изобразительности. Это иносказание, представляющее собой параллель двух образов: в первом говорится о явлениях природы, во втором – о человеке или об отношениях между людьми. Изображение природы в образном параллелизме всегда на первом месте (это первый член), а изображение человеческих действий и отношений - на втором (второй член). Между первым и вторым членами существует прямая связь. Такая разновидность образности называется прямым двучленным параллелизмом. Отношения, возникающие в природе, как бы проясняют действия и отношения людей. Образный параллелизм очень часто встречается в обрядовой и бытовой народной песне. В его основе лежит уподобление действий людей процессам, происходящим в природе (например, «Лебедь белая по морю плывет, / Красна девица по воду идет»). Своеобразное применение образный параллелизм получил и в эпической литературе. Как средство образного познания, как способ усиления эмоциональной выразительности. Таков «психологический» параллелизм в Толстом «Войне и мире».
    Образный параллелизм может быть основан на уподоблении действий людей предметам, сделанным людьми (по аналогии с природными явлениями). Яркий пример такого параллелизма находим в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Поэт»: здесь судьба поэта и поэзии уподоблена судьбе кинжала. В первой части стихотворения говорится о судьбе кинжала, а во второй — о судьбе поэта и поэзии. И кинжал, и поэзия когда-то соответствовали своему предназначению. Теперь же кинжал стал «игрушкой золотой», «бесславной и безвредной», а поэт превратился в «осмеянного пророка», тешащего современников «блестками и обманами».
    Образные параллелизмы нередки и в эпических произведениях, например в рассказах и романах И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. Памятный психологический параллелизм использует Толстой в романе «Война и мир», дважды сопоставляя душевное состояние Андрея Болконского с видом старого одинокого дуба. В первом случае, на пути в Отрадное, разочарованный и мрачный князь Андрей увидел старый дуб с обломанными сучьями, который как бы презирал «весну, любовь, счастье». На обратной дороге герою вновь попался на глаза этот дуб, но уже преображенный, «раскинувшийся шатром сочной, темной зелени». Перемена, происшедшая с дубом, соответствует «беспричинному весеннему чувству радости и обновления», поднявшемуся в душе Андрея после встречи с Наташей Ростовой.
    Яркий пример образного параллелизма находим в пьесе А.Н.Островского «Гроза»: внезапная гроза соответствует настроению Катерины Кабановой — она считает неотвратимым возмездие за свой любовный «грех».

    Билет 7
    Вопрос 2
    Функции гиперболы в литературе. Понятие о гротеске.
    Гипербола (с др.-греч. переход, преувеличение) - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
    Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь, из поэтов — Маяковский.
    Преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления вводится в произведение для большей выразительности. Гипербола - один из самых древних видов художественных приемов. Устное народное творчество наряду с олицетворениями имело и преувеличения (это объясняется тем, что люди все передавали из уст в уста и, как водится, преувеличивали). Наблюдалась, в основном, гиперболизация сил природы (языческие боги). Примером могут служить мифы, произведения древних греков, даже “Апокалипсис” Иоанна Богослова.
    Начиная с эпохи Возрождения, гипербола превратилась в средство выражения собственно художественного содержания. С особой силой она стала применяться как прием комический, сатирический (особенно ярко у Свифта). Далее, в русской литературе, приемом гиперболы активно пользовался Гоголь (“Мертвые души”). Из сатирической гипербола выросла в гротеск (“Нос” - гротеск, фантастика и реальное изменение жизни человек).
    Гротеск (фр. причудливый, комичный) - в литературе один из разновидностей комического приёма, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящего с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
    Термин "гротеск" получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения.
    Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск - всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе было мнение, что гротеск и сатира понятия почти одинаковые: гротеск - "форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает". Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают.
    Категория: Новости | Просмотров: 2136 | Добавил: sublete | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz