Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Центрального банка России имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. 32. Предложение денег. Денежная масса. Под предложением денег понимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Косвенное регулирование денежно-кредитной сферы ЦБ может осуществлять, используя следующие инструменты: норму обязательных резервов. Их изменение оказывает влияние на денежную базу, соответственно, и на предложение денег; ставку рефинансирования, т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ, изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ; операции на открытом рынке, представляющие собой операции купли-продажи государственных ценных бумаг в финансовой системе. Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, следовательно, и на общую денежную массу. Предложением денег называется наличие всех денег в экономике, т.е. это денежная масса. Для характеристики и измерения денежной массы применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. Однако во всех странах система денежных агрегатов строится одинаково: каждый следующий агрегат включает в себя предыдущий. Для измерения денежной массы в России предусмотрены следующие денежные агрегаты, отличающиеся между собой по степени ликвидности: – М0 – наличные деньги в обращении; – М1=М0 + средства на расчетных и текущих счетах в банках, дорожные чеки; – М2 = М1 + срочные (или сберегательные) вклады в банках; – М3 = М2 + крупные срочные депозиты + ценные бумаги правительства + ценные бумаги предприятий и банков. Центральный банк, коммерческие банки и небанковский сектор определяют предложение денег. Предложение денег (МS) включает в себя наличность вне банковской системы (С) и текущие депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок. Только банки обладают способностью увеличивать предложение денег. Дополнительное предложение денег, возникшее в результате нового депозита, равно D – депозит; коэффициент; 1/rr – банковский мультипликатор. Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Денежная база (МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ: МВ = С+R, где R – резервы банка. Тогда предложение денег имеет вид , где где m – денежный мультипликатор (показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу): m = (1 + сr)/(сr+rr), где сr = С/D, rr = R/D. сr – коэффициент предпочтения наличности (определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты). Величина rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой ЦБ, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы. Поскольку клиент может помещать деньги на текущий или на срочный вклад, то ЦБ устанавливает где rr – норма обязательного резервирования; разные резервные требования. Таким образом, предложение денег прямо зависит от денежной базы и денежного мультипликатора. 33. Спрос на деньги. Условия равновесия денежного рынка. Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег. Спрос на деньги существует у хозяйствующих субъектов и связан с приобретением товаров и услуг. Существует несколько подходов к объяснению спроса на деньги: 1. Неоклассический подход – спрос на деньги определяется объемом национального производства и скоростью обращения денег. 2. Кейнсианский подход выделяет три мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности: 1) трансакционный мотив (для текущих сделок); 2) мотив предосторожности (на случай непредвиденных обстоятельств в будущем); 3) спекулятивный мотив (для повышения доходов в будущем, например за счет колебания цен на ценные бумаги). Деловой спрос на деньги (Мt) объединяет в себе первый и второй мотивы; определятся уровнем номинального ВНП (прямо пропорционально). М*V = ВВП. Спекулятивный спрос на деньги (Мa) основан на обратной зависимости между номинальной ставкой процента и курсом облигаций. Общий спрос на деньги (Мd) равен сумме делового и спекулятивного спроса на деньги и зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП (рис. 31.1 - Деловой спрос, спрос на финансовые активы и общий спрос на деньги). Сравнивая спрос на деньги и предложение, находим равновесие денежного рынка (рис. 31.3). Точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет равновесную ставку процента, т.е. альтернативную стоимость хранения не приносящих проценты денег. 34.Структура современной денежно-кредитной системы. Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики. Цели кредитно–денежной политики:1) устойчивые темпы роста национального производства;2) стабильные цены;3) высокий уровень занятости населения;4) равновесие платежного баланса. Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей. Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются: 1) изменение учетной ставки; 2) изменение нормы обязательного резервирования; 3) операции на открытом рынке. Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране. При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%), по которому коммерческие банки предоставляют ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”) При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут реже, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”) Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (депозит = R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит, на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”) И, наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (политика “политика дешевых денег”). Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор. Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег. Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим банкам увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”). Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”). Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу. В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Оно заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк: 1) снижает учетную ставку; 2) сокращает резервную норму; 3) покупает государственные ценные бумаги. Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Центрального банка России имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды. Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Центральному банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством Российской Федерации. 35.Функции Центрального банка. Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес и проводит политику в интересах государства в целом. Традиционно ЦБ выполняет 4 основные функции. 1)Осуществляет монопольную эмиссию банкнот. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии. 2)Является банком банков. Главной клиентурой ЦБ являются коммерческие банки. ЦБ хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. кассовые резервы. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, ЦБ оказывает им кредитную поддержку. Обычно его кредиты предоставляются по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к ЦБ при отсутствии иной возможности кредита. 3)ЦБ – банкир правительства. ЦБ, как правило осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в ЦБ, с кот. покрываются правительственные расходы. 4)Проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор. В условиях хронического дефицита госбюджетов усиливается функция кредитования государства и управления госдолгом, под кот. понимаются операции ЦБ по размещению и погашению займов. ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота. Представляет страну в международных валютных организациях. Функции ЦБ взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, ЦБ создает кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции – основа регулирования экономики.
|